Плагиат в музыке

В последнее время на российских меломанов обрушилась настоящая "музыкальная лавина". Бесконечное сочетание разных стилей и видов мелодической информации привело к неожиданным последствиям, а именно: лучше всего слушатель теперь воспринимает уже слышанную им когда-то, известную музыку. На подобном феномене уже не первый год наживаются производители ремиксов, вставляя в свои поделки хорошо знакомые потребителю музыкальные фразы.

Но запас хитов прошлых лет, увы, не бесконечен, и ловким диджеям уже приходится обратить свое внимание на менее популярные в свое время, но все-таки известные кое-кому темы. В качестве примера вспомним Dj Грува, недавно обработавшего мелодию из кинофильма "Любовь и голуби".

Музыка эпохи развитого социализма часто становится современным композитором хорошим подспорьем. При этом имена настоящих авторов, как правило, скромно замалчиваются. Особенно плодотворно "сотрудничает" таким образом с советскими композиторами-песенниками Игорь Матвиенко, мастер-виртуоз использования приемов стилизации "под старину".

Хит группы "Корни" под названием "Вика" подозрительно напоминает своим припевом внимательному слушателю песню Александры Пахмутовой "Команда молодости нашей". А любители послушать в 60-е годы группу "Норок" из Молдавской ССР без труда узнают в шлягере бойз-бенда "Иванушки-International" "Самолеты-поезда" старую песню молдаван " О чем поют гитары".

Эта песня вообще имела довольно трудную и заковыристую судьбу. Она была перепета молдавской же группой "Гындул Мыцеи", а чуть позднее - коллективом "Дубы-колдуны" из Питера. Но это заимствование было на вполне законных основаниях, с указанием автора. А вот в 90-х годах румынская мальчиковая группа O-Zone, не стесняясь, сделала на текстовой и музыкальной основе песни группы "Норок" свою композицию "De ce plаng chitarele?", слегка расцветив ее малой толикой современных слов. Дан Бэлан, лидер O-Zone, сполна насладился успехом присвоенной музыки, а настоящий автор Михай Долгай так и остался неузнанным. Возможное судебное разбирательство теперь вряд ли состоится, так как подлинный сочинитель песни "О чем поют гитары" уже умер.

Кстати, и самим O-Zone недавно пришлось выступить в роли "соавторов". Весьма популярный в последнее время дуэт рэпера TI и Рианны с композицией "Live Your Life" оформлен именно их мелодическим фрагментом из нашумевшей в свое время песни румын "Dragostea din tei". Справедливости ради, отметим, что соавторство Дана Бэлана упомянуто в аннотации к альбому TI конца 2008 года.

Эстрада эпохи СССР уже давно является для современных авторов неиссякаемым творческим источником. Достаточно повнимательнее вслушаться в песню "Борька-бабник", и в памяти возникнет "Меланхолия", когда-то исполняемая Софией Ротару. "Мальчик", сочиненный Земфирой, смахивает на творчество грузинского ансамбля "Орэра", а песня Жени Отрадной перекликается с музыкой из небезызвестного мультфильма "Бременские музыканты", напоминая о судьбе "бедной трубадурочки".

Но и классики советской популярной музыки тоже не без греха: например, музыка к фильму "Начало" в исполнении "Поющих гитар" до последней ноты соответствует композиции коллектива из Англии The Shadows под названием "Man Of Mystery". А в супершлягере всех советских детей "Прекрасное далеко" Евгения Крылатова явственно слышны отголоски музыки самого Антонио Вивальди.

В наши дни хищение чужой интеллектуальной собственности может стать хорошей рекламой. Украинские хлопцы, группа Quest Pistols, поющие на русском языке, спровоцировали настоящий скандал вокруг своей песни "Я устал", включив в нее прямое заимствование из композиции "Long And Lonesome Road" суперпопулярной некогда голландской группы Shocking Blue. И только осенняя номинация на русском MTV в категории "Плагиат года" заставила Quest Pistols заявить о честном выкупе прав на использование подозрительного фрагмента у Shocking Blue и непосредственного автора, Робби ван Леувена. Несмотря на полную законность сделки, украинская команда еще долго находилась в центре внимания многочисленных СМИ, что, безусловно, явилось для Quest Pistols прекрасным пиаром.

Молодой дуэт "Потап и Настя Каменских", занявший в поп-музыке нишу "русского r'n'b" вдохновляется чужой музыкой, не покладая рук. Однако заметим, что смекалистая парочка предпочитает использовать не самые запомнившиеся мелодии. Хотя, по мнению настоящих ценителей музыки, в творчестве Потапа и Насти можно насчитать не менее чем 7 привнесенных со стороны зарубежной эстрады мелодий. Песня "Без твоей любви" явно схожа с композицией "Baba Oje", исполненной Arrested Development, Jazzyfantastees со своей песней "Let It Go" подарили дуэту идею для "Почему ты молчишь", а "Spun" от группы Flipside способствовала созданию хита "Мы танцуем".

Безусловно, подобные случаи циничного плагиата не могут оставаться безнаказанными. Хорошим средством обнародовать примеры песен, "написанных украдкой", является российская "Серебряная калоша". Ее номинация "плагиат" ежегодно привлекает к себе огромное внимание, и, безусловно, является "изюминкой" данной антипремии. "Серебряная калоша" открыла российским любителям попсы глаза на то, что у композиции "Жанна Фриске" от одноименной певицы есть близнец от американки Пэрис Хилтон под названием "Stars Are Blind", а "визитная карточка" фильма "Ирония судьбы. Продолжение" - песня "Опять метель" удивительно созвучна творчеству американского незрячего певца и композитора Стиви Уандера.

Все любители и слушатели музыки не должны оставаться в стороне от творящегося беззакония. Ряд специально созданных интернет-сообществ, You Tube и другие сетевые ресурсы выносят на суд широкой общественности обнаруженные случаи плагиата, и с благодарностью примут ваши примеры подобного "заимствования". Гражданским долгом каждого сознательного меломана должна стать "популяризация" "звезд" музыкального плагиата.



















Page created in 0.034 seconds